Каковы виды разрешенного использования земельных участков?

В 2018 году в правила изменения вида разрешенного использования земельного участка внесли новшества. Эксперт разъясняет, как работают новые правила и какие правовые позиции поддержал ВС РФ.

Какие правила изменения вида разрешенного использования земельного участка действуют с 2018 года

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Все земельные участки на территории Российской Федерации подразделяются на определенные категории в соответствии со своим целевым назначением:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности;
  • земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Правовой режим каждого земельного участка определяется на основании его принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, выбирается собственником земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Все существующие виды разрешенного использования земельных участков систематизированы в действующем в 2018 году Классификаторе, который утвержден Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ № 540 от 01.09.2014).

При этом необходимо знать, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия данному Классификатору.

Данное правило закреплено ч. 11 статьи 34 ФЗ № 171-ФЗ. При этом до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения или городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами, предусмотренными Классификатором.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Реалии настоящего времени таковы, что многие собственники земельных участков желают изменить вид разрешенного использования своего актива, дабы увеличить его экономическую рентабельность. Если использовать землю не по назначению, владельца оштрафуют. Такой штраф можно оспорить.

Решив реализовывать проект по изменению, собственник должен знать, что в соответствии с изменениями, внесенными в текущем году в земельное и градостроительное законодательство, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основной вид разрешенного использования.
  2. Условно разрешенный вид использования.
  3. Вспомогательный вид разрешенного использования, который допустим только в качестве дополнительного по отношению к основному и условно разрешенному и осуществляемый совместно с ними.

Любое изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

В состав ПЗЗ входят в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды использования участков.

Итак, рассмотрим порядок изменения основного вида разрешенного использования земельного участка на примере участка с видом использования «для размещения производственного здания» (земли промышленности) на вид «объекты придорожного сервиса»:

  1. В рамках производственной территориальной зоны (П) оба данных вида разрешенного использования являются основными и, соответственно, собственник данного участка может изменить вид самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ; ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).
  2. Если сведения об участке, в отношении которого меняется вид использования, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), собственнику участка необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Аналогична процедура и в отношении установления вспомогательного вида дополнительно к основному.

Наиболее сложна в части реализации процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Поэтому более детально остановимся на основных этапах данной процедуры.

Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования собственник земельного участка обязан обратиться в уполномоченный орган государственной власти (в каждом субъекте РФ данные органы различны).

Так, в отношении земельных участков, расположенных на территории Московской области,

Источник: https://www.law.ru/article/22247-izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-2018

Генплан первичен по отношению к ПЗЗ

Общество является собственником объекта недвижимости — станции технического обслуживания автомобилей, расположенной на земельном участке, предоставленном обществу в аренду до 2063 года на основании договора с уполномоченным органом муниципального образования (далее — администрация).

Ссылаясь на положения подп. 6 п. 2 ст. 39.3 и п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.

Администрация сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования он относится к зоне зеленых насаждений общего пользования.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа администрации незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявление общества удовлетворено.

Суды исходили из того, что на земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий обществу, фактическое использование земельного участка соответствует виду его разрешенного использования и перечню разрешенных видов использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования, и пришли к выводу об отсутствии основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка на основании ст. 85 ЗК РФ. Суды также приняли во внимание, что решением законодательного органа муниципального образования были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми спорный участок расположен в территориальной зоне «коммунально-складская зона», одним из видов разрешенного использования которой является размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей. Изменения в правила были внесены после принятия генерального плана.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Исходя из изложенного, выводы судов о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования со ссылкой как на правила землепользования и застройки, так и на его фактическое неиспользование по указанному назначению нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.

Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст.

1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.

Судам следовало также проверить, отвечает ли земельный участок, испрашиваемый обществом в целях выкупа, требованиям к земельному участку, необходимому для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего обществу, в том числе в отношении площади такого участка (ст. 39.20 ЗК РФ).

В том случае, если будет установлено, что испрашиваемый участок всем требованиям не отвечает, необходимо установить, возможно ли образование земельного участка в иных границах и иной площади с соблюдением требований к образуемым или измененным земельным участкам, установленных градостроительным и земельным законодательством, в отношении которого обществом может быть реализовано его право на приобретение земельного участка в собственность.

Источник: http://arbitr-advokatshinev.ru/sudebnaya-praktika/zashchita-prava-sobstvennosti/genplan-pervichen-po-otnosheniyu-k-pzz/

Правила землепользования и застройки 

В случае несоответствия — они подлежат отмене, их можно обжаловать в суде. В Обзоре судебной практики Верховного суда № 3 (2018) есть один важный для градозащитников пункт. Да, Обзор не есть нома права, но это документ, отражающий позицию Верховного суда по делам, который Президиум ВС счел важными и включил в обзор. Во многих случая ссылка на решения, отраженные в обзоре, будет для нижестоящих судов очень важным сигналом.

Администрация расторгает договор аренды из-за несоответсвия ВРИ зоне ПЗЗ

В конкретном деле речь шла про муниципальное образование, но это не меняет сути — речь об основополагающих принципах Градостроительного кодекса 57. Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования.

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления на карте градостроительного зонирования в границах ряда земельных участков территориальной зоны Ж2 (зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания) и в границах ряда других земельных участков территориальной зоны Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством).

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указанное решение суда первой инстанции оставила без изменения по следующим основаниям.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Что входит в понятие земельного участка?

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ).

В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.

Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

  • С учетом изложенного оспариваемое правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные выше земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.
  • Ссылка на само дело: Определение № 81-АПГ18-11
  • Таким образом, если вдруг власть пытается поменять ПЗЗ, при этом изменение такое, что оно противоречит Генеральному плану, то такое изменение можно обжаловать.
  • Верховный суд
  • ВС РФ
  • генплан
  • Москва.
  • ПЗЗ
  • правила землепользования и застройки

Источник: https://red.msk.ru/verxovnyj-sud-priznal-chto-pzz-dolzhny-sootvetstvovat-genplanu/

Аренда публичного земельного участка. Можно ли изменить вид его разрешенного использования в договоре?

Основной вопрос: компания арендовала или собирается арендовать земельный участок, находящийся в публичной собственности, с одним видом разрешенного использования, но в действительности планирует использовать его для других целей. Можно ли будет изменить вид разрешенного использования участка в договоре аренды, заключенном по результатам аукциона?

Решение: нет, с марта 2015 года Земельный кодекс не допускает изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка после заключения договора аренды этого участка по результатам аукциона. Единственный выход – изначально предусмотреть в договоре аренды несколько видов разрешенного использования.

На практике нередки случаи, когда арендатор земельного участка, предоставленного из состава публичных земель для определенных целей, предусмотренных градостроительным регламентом, в действительности намеревается использовать участок в соответствии с иным видом разрешенного использования.

Такой схемой иногда пользовались строительные компании: они получали в аренду земельный участок для целей, не связанных со строительством (получить участок для такой цели зачастую было проще, чем для застройки), рассчитывая в будущем внести в договор аренды изменения в части возможность застройки земельного участка.

Также подобная ситуация может возникнуть, когда право аренды переходит от первоначального арендатора к другому лицу в порядке перенайма, и новый арендатор планирует использовать этот участок для других целей.

Однако с марта 2015 года воспользоваться такой возможностью не получится – соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 23.06.14 № 171-ФЗ в Земельный кодекс и некоторые другие акты.

С марта 2015 года нельзя изменить в договоре аренды вид разрешенного использования участка

Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков, а также объектов капитального строительства определяются в ходе градостроительного зонирования территорий путем их утверждения в составе правил землепользования и застройки градостроительных регламентов (гл. 4 ГрК РФ).

Основная идея градостроительного зонирования территорий заключается в том, что правообладатель земельного участка вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбрать любой вид разрешенного использования участка из числа предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 ГрК РФ).

В число лиц, которые могут выбрать вид разрешенного использования участка, входят и арендаторы (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Однако из этих норм не ясно, может ли арендатор выбрать другой вид разрешенного использования, если он предусмотрен градостроительным регламентом, но не указан в договоре аренды? Или хотя бы потребовать от арендодателя внести соответствующее изменение в договор аренды?

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс прямо запрещает такие изменения договора аренды публичных земельных участков (поправки внесены в Земельный кодекс и некоторые другие нормативные акты Федеральным законом от 23.06.14 № 171-ФЗ).

Теперь в кодексе однозначно закреплено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается (п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ).

То есть арендатор не вправе изменять договор аренды в этой части в одностороннем порядке и ссылаться на то, что у него есть право выбора разрешенного использования земельного участка на основании пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса.

Более того, он не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка, а арендодатель, в свою очередь, не может пойти навстречу арендатору и согласиться на внесение такого изменения – такое соглашение будет недействительным как противоречащее закону (ст. 168 ГК РФ).

Изменение вида разрешенного использования, если договор аренды заключен до марта 2015 года

После появления в Земельном кодексе нормы о запрете на изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка в договоре аренды (п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ) возникает вопрос: можно ли внести изменение в договор аренды в части вида разрешенного использования участка, если договор был заключен до 1 марта 2015 года, то есть еще до вступления в силу поправок в Земельный кодекс?

Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике, которая складывалась до внесения изменений в Земельный кодекс.

В частности, подобная ситуация – когда компания обратилась за получением в аренду земельного участка с одним видом разрешенного использования, а после заключения договора аренды потребовала поменять его – стала предметом рассмотрения Президиумом ВАС РФ еще в 2005 году.

Тогда Высший арбитражный суд не отверг саму возможность внесения в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, изменений, предусматривающих его застройку.

Но при этом Высший арбитражный суд отметил, что такие изменения могут вноситься в договор аренды только в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков в целях строительства. В частности, с обязательным публичным информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.05 № 2479/05).

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/rent_public_land_is_it_possible_to_change_its_type_of_permitted_use_in_the_contract/

Разрешенное использование земельного участка до утверждения пзз

ПЗЗ, в территориальной зоне жилой застройки первого типа (Ж-1).

Решением такой задачи, как и других аналогичных, по сути, станет получение разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, приказом Минэкономразвития РФ № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков», правилами землепользования и застройки муниципального образования, на основании заключения (итогового документа) о результатах публичных слушаний и рекомендаций комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования, с наименованием вида разрешенного использования по классификатору (в приведённом выше примере это «Магазин»).

При необходимости изменения основного ВРИ собственник в заявительном порядке может сделать самостоятельный выбор предпочтительного вида по Классификатору из состава видов использования для соответствующей территориальной зоны. Установление нового ВРИ в таком случае не требует каких-либо отдельных согласований.

Условно разрешённые ВРИ — не относятся к основным, но введение их допустимо градостроительным регламентом той территориальной зоны, к которой относится участок. Для установления условно разрешённого ВРИ участка требуется проведение дополнительных согласований через рассмотрение в Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования и публичные слушания.

О разрешенном использовании земельных участков

Эти два нормативных акта определяют следующие категории территориальных зон: — общественно-деловые; — транспортных и инженерных инфраструктур; — жилые; — особо охраняемые территории; — производственные; — спецназначения; — для сельскохозяйственных целей; — рекреационные; — для размещения военных объектов; — другие. В то же время такое разграничение не подразумевает, что все земельные наделы, входящие в состав какой-либо категории земель, могут использоваться только согласно их первоначальному назначению.

Читайте также:  Можно ли строить дом на землях сельхозназначения?

Это в первую очередь объясняется тем, что структура некоторых категорий земель неоднородна. Категории в свою очередь делятся на виды и подвиды. В некоторых случаях законодательство разрешает пользоваться земельными участками не по их целевому назначению, однако в составе той категории, в которой они находятся.

Например, ЗК разрешает строить на сельскохозяйственных землях дачные домики.

Вид разрешенного использования земельного участка. земельные участки

Для этого следует подготовить такие документы:

— заявление с просьбой о таком изменении (подается в местную администрацию);

— паспорт заявителя (копия);

— правоустанавливающие документы на участок земли (договор аренды или свидетельство о собственности); — документы на сооружения, которые находятся на участке (при наличии таковых);

— кадастровый паспорт участка или иные документы на него;

— технические паспорта на здания, которые находятся на участке (если такие есть);

— проект планируемого объекта;

— проект участка от планировочной организации;

— сведения о планируемом объекте (общая площадь, этажность, площадь застройки);

— согласие от владельцев или собственников соседних участков, которые граничат с вашим;

— согласие от других правообладателей этого земельного участка.

Разрешенное использование земельных участков

О классификаторе «разрешенное использование (назначение)»

  • Недвижимость
  • Земельное право
  • Добрый день. Прошу разъяснить следующую ситуацию. Земельный участок выделен в территориальной зоне, предназначенной для малоэтажной жилой застройки, для которой регламент, устанавливающий виды разрешенного использования не был утвержден, хотя на тот момент проект Правил землепользования и застройки был разработан и прошел процедуру публичных слушаний. Вид разрешенного использования не соответствовал проекту Правил землепользования и застройки, а также не соответствует классификатору утвержденных 01.01.2014 года.

Примеры условно разрешённых видов функционального использования территории: • разрешённые жилые дома, но превышающие параметры требований к застройке земельных участков,• спортзалы,• бассейны,• станции «Скорой помощи»,• больницы,• административные предприятия,• офисы,• конторы,• сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств,• временные сооружения мелкорозничной торговли. Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков Вспомогательный вид использования направлен на обеспечение функционирования основного вида использования.

Разрешенное использование земельного участка до утверждения gpp

Информация о разрешенном виде использования земли должна предоставляться органами местного самоуправления, государственными структурами, муниципальными организациями бесплатно при выборе участка для строительства. Согласно ЗК, при проведении аукциона по продаже участков нужно обязательно указывать информацию о виде его разрешенного использования.

Разрешенное пользование – это определенная правовая основа для возведения на земельном участке жилых или производственных зданий, проведения осушительных или оросительных работ и т. д. Между тем владелец или собственник должен производить пользование земельным участком в соответствии с его целевым назначением.

Как определяется разрешенное использование земли? Важным также является вопрос о том, каким же образом происходит определение вида дозволенного использования участка земли.

Администрация организует и проводит в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка и объектов капитального строительства и готовит соответствующее заключение.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования готовятся рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или делается отказ в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.• Если решение является положительным, соответствующая запись об условно разрешенном виде использования вносится в государственный кадастр недвижимости.
Вспомогательные и главные виды использования земельных участков выбираются собственниками самостоятельно, без каких-либо дополнительных согласований. Кто выдает разрешение? Как правило, большинство земель населенных пунктов перебывают в муниципальной или государственной собственности. До принятия правил застройки и землепользования изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после принятия решения об этом главой местной администрации.

Очень часто при покупке недвижимости или при желании что-то построить на участке граждане сталкиваются с таким понятием, как вид разрешенного пользования земельного участка. Многие даже часто путают его с категориями земель, что в корне неверно.

Мы попробуем разобраться, какие же могут быть виды пользования земельными участками, что такое нецелевое использование земли и как можно переводить участок из одного вида пользования в другой. Категории земель — какие они бывают? Согласно законодательству, все земли разграничены на территориальные зоны. Их перечень, в частности, содержится в Земельном и Градостроительном кодексе РФ.

Такой порядок не предусмотрен ни местными, ни федеральными актами. Не забывайте также, что помимо непростой процедуры оформления изменения вида пользования участка, вам придется еще и заплатить за такое изменение.

На заметку Если вы решаете приобрести земельный участок, то первым делом обращайте внимание на категорию и на разрешенное использование земельных участков. Ведь можно сразу поискать участок с необходимыми для вас видами пользования. К примеру, если вам нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве о праве на земельный участок будет указано, что он предназначен для садоводства, то заниматься фермерством на таком участке не получится. Еще сложнее будет, если вы захотите изменить категорию земельных угодий. Ведь для этого потребуется заключение экологической экспертизы, а также масса иных согласований.

Источник: http://zakon52.ru/razreshennoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka-do-utverzhdeniya-pzz/

Решение суда об изменении территориальной зоны земельного участка, признании незаконным бездействия администрации г.Перми

Маклаков В.П. обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным действий комиссии по землепользованию и застройке г.Перми об отклонении предложения об изменении территориальной зоны земельного участка, признании незаконным бездействия Администрации г.Перми, Главы администрации г.

Перми выразившегося в неподготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки г. Перми, возложении обязанности подготовить проект изменений в ст. 49 «Карты градостроительного зонирования г.Перми» Правил землепользования и застройки г.

Перми, направить проект изменений для рассмотрения в Пермскую городскую думу, привести в соответствие с фактическим землепользованием вид разрешенного использования земельного участка по адресу

Свои требования мотивирует тем, что Маклаков В.П. является собственником жилого дома с кадастровым номером расположенного по адресу

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером …, площадью … с разрешенным использованием согласно сведений ЕГРН (кадастра недвижимости) — «…».

В предоставлении земельного участка под жилым домом Маклакову В.П. было отказано.

Решением  районного суда г. Перми признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от Дата № об отказе Маклакову В.П. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером … под жилой дом по адресу признано за Маклаковым В.П. право на получение в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № под жилой дом по адресу

Департамент земельных отношений администрации города Перми обязан предоставить в собственность Маклакову В.П. без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером … под жилой дом, расположенный по адресу

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение районного суда г.Перми оставлено без изменения.

Во исполнение судебных постановлений Департаментом земельных отношений администрации города Перми подготовлен и представлен проект договора купли- продажи земельного участка, согласно пункта 1.1 которого:

«Продавец обязуется передать в собственность земельный участок площадью … с кадастровым номером … за счет земель населенных пунктом, расположенный по адресу, предназначенный под … жилой дом литер … с кадастровым номером …, принадлежащий владельцу на праве собственности.

Земельный участок расположен в территориальной зоне оптовой торговли, открытых рынков «…».

Данный проект договора противоречит решению районного суда г.Перми от Дата, так как подготовлен без учета необходимости изменения территориальной зоны земельного участка.

Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, указанный в проекте договора купли-продажи «предназначенный под 1-этажный жилой дом» не соответствует виду целевого использования земельного участка по сведениям ЕГРН.

В связи с этим, истец, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, обратился в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми с заявлением об изменении территориальной зоны земельного участка с зоны … на зону, предусматривающую размещение жилого дома.

Решением Комиссии по землепользованию и застройке города Перми, оформленным протоколом от Дата №, предложение Маклакова В.П. было отклонено.

При этом в качестве основания было указано: «В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Заявителю направлен договор купли-продажи указанного земельного участка, таким образом, территориальная зона не является препятствием для оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости.

По распоряжению заместителя главы администрации города Перми — начальника ДГА от Дата № на территорию, в границы которого включен указанный земельный участок, разрабатывается документация по планировке территории, ограниченной … в … районе города Перми. Изменение зонирования целесообразно после разработки ДПТ».

С данным решением он не согласен, считать, что оно принято в нарушение норм действующего законодательства и нарушает права Маклакова В.П., как собственника объекта недвижимости, и возлагает на него чрезмерные обязанности по приобретению земельного участка, который с Дата фактически используется с целью: под жилой дом, по стоимости земельного участка с целевым назначением.

Будучи не согласным с данным решением, Дата Маклаков В.П. направил заявления в Пермскую городскую Думу, главе города Перми-главе администрации города Перми, Администрацию города Перми.

По итогам рассмотрения заявления Маклакова В.П., был дан ответ от Дата №, согласно которому Маклакову В.П. было рекомендовано обратиться в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми и это, несмотря на то, что именно ее решение и обжаловал Маклаков В.П.

  1. При этом, в ответе было указано, что «существующее территориальное зонирование не является препятствием для использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в проекте договора купли-продажи и отражающим фактическое использование земельного участка».
  2. В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участок (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
  3. В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Читайте также:  Возможна ли аренда земли у государства?

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.?

  • В силу пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ — территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
  • В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
  • Статьей 33 определен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, в частности, одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
  • Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
  • Право на выход физического лица с подобным предложением закреплено также статьей 8 Правил землепользования и застройки города Перми.

В соответствии со статьей 9 Правил землепользования и застройки города Перми Комиссия по землепользованию и застройке города Перми (далее — Комиссия) является постоянно действующим консультативным органом при Главе города Перми и формируется для обеспечения реализации настоящих Правил. Состав Комиссии утверждается постановлением администрации города Перми. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящими Правилами, а также положением о Комиссии, регламентом Комиссии, утверждаемыми Главой города Перми.

В соответствии с Положением о комиссии по землепользованию и застройке города Перми (далее — Комиссия), утвержденным постановлением Администрации города Перми от 29.05.2008 № 499, задачи Комиссии являются, в том числе:

  • обеспечение в пределах сзоей компетенции прав и законных интересов физических и юридических лиц в области землепользования и застройки, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, органоз местного самоуправления, сообщества в целом,
  • предупреждение конфликтных ситуаций в области землепользования и застройки путем обеспечения открытости и доступности информации по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии,
  • обеспечение функционирования эффективной системы взаимоотношений и сбалансированного учета интересов участников градостроительного процесса,
  • К функциям Комиссии, в частности, относятся:
  1. Обеспечение рассмотрения проектов предложений о внесении изменений в Правила, подготавливаемых по инициативе органов местного самоуправления на этапе, предшествующем проведению публичных слушаний, а также в случае изменений без проведения публичных слушаний, обеспечивает координацию действий функциональных органов администрации города по подготовке проекта о внесении изменений в Правила, заключений на представленный проект о внесении изменений в Правила.
  2. В целях реализации полномочий комиссия имеет право, в том числе, принимать решения с учетом требований действующего законодательства, направленные на реализацию полномочий по подготовке проекта о внесения изменений в правила землепользования и застройки города Перми и реализации Правил.
  3. В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
  4. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
  5. В силу положений статьи 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки.
  6. Как следует из положений частей 5 и 6 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

С учетом приведенных выше требований закона изменение территориальной зоны земельного участка производится путем внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки г. Перми. Решение о подготовке проекта о внесении изменений в указанные Правила либо об отклонении предложения о внесении таких изменений принимает глава местной администрации.

Источник: http://sud-praktika.ru/precedent/443284.html

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Узнать допустимые виды разрешённого использования участков для территориальной зоны

  • все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:
  • основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ, условно разрешённые, назначаемые по результатам публичных слушаний,
  • вспомогательные, не являющимися преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования.

Найти вид использования, соответствующий цели его изменения

Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Из этих перечней предстоит самостоятельно выбрать тот вид, что максимально полно будет соответствовать планируемой цели изменения ВРИ, учитывая что сделать отдельный выбор из состава вспомогательных видов, не увязывая его с основным видом использования, запрещено.

Если же планируемый вид использования будет соответствовать тому или иному виду в перечнях, указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, то к задаче по изменению ВРИ можно приступать обоснованно, но обязательно ознакомившись ещё и с видами использования участка, установленных другим документом — Классификатором ВРИ земельных участков, поскольку присвоение нового вида использования будет происходить только по этому Классификатору.

Подача заявления об изменении вида разрешённого использования земельного участка

Если в муниципалитете действуют ППЗ, а соответственно, и градостроительные регламенты и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, и не выявлена «нестыковка» с наименованием нового вида использования с Классификатором ВРИ, заявление подаётся в Кадастровую службу или МФЦ.

Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости

К заявлению должны быть приложены:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  • копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  • согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником.

Срок регистрации изменений

Государственный кадастровый учёт изменений земельного участка выполняется за 23 рабочих дня с даты подачи заявления.

Отказ в государственном кадастровом учёте изменений земельного участка

  • испрашиваемый вид разрешённого использования не соответствует назначению земель, зафиксированном в государственном кадастре недвижимости;
  • отсутствие сведений о категории земель в ГКН;

Источник: https://ukversion-stroitel.ru/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Изменение ПЗЗ как смертельное оружие против собственников земель

Добрый день коллеги. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу, на мой взгляд угнетающей ситуации, возможно кто-нибудь сталкивался с подобным. В Краснодаре разыгрывается нешуточная драма, виной которой изменение городской думой города правил землепользования и застройки.

История такова: одна строительная компания приобрела у администрации города земельный массив для комплексного освоения территории (возможно путаюсь с целью предоставления, но суть не в этом).

Так вот, строительная компания массив освоила, подготовила проект межевания территории, согласно которого часть массива предназначалась для многоквартирной застройки, а вторая часть, по замыслу компании отводилась под коттеджную застройку.

Компанией началась реализация земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. После продажи участков, администрация меняет территориальную зону в ПЗЗ и наш прекрасный поселок из зоны Ж-1 стремительно перемещается в зону РЗ(рекреационная зона, зона городских парков, бульваров, скверов).

Думаю не стоит объяснять, что теперь счастливые обладатели земли на юге могут забыть о том, что такое разрешение на строительство индивидуального жилого дома (градостроительный регламент зоны РЗ ее конечно же не предусматривает).

Подобный вопрос уже рассматривался президиумом ВАС (постановление президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 136/13) и высший арбитражный суд стал на сторону администрации в данном вопросе, указав следующее:

Признавая, что оспариваемый акт принят без учета цели разработки правил землепользования и застройки — обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков, суды не учли, что по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Вместе с тем ВАС пояснил как может действовать в такой ситуации собственник:

В данном случае объем ограничения права собственности общества в результате внесения изменений в Правила существенно увеличился по сравнению с ранее существовавшим. В связи с этим собственник земельных участков не лишен права заявлять требования применительно к пункту 7 статьи 23 Земельного кодекса, в том числе о выкупе у него земельных участков.

Источник: https://zakon.ru/Discussions/izmenenie_pzz_kak_smertelnoe_oruzhie_protiv_sobstvennikov_zemel/58554

Ссылка на основную публикацию